* * *

Поначалу я все же иногда ожидал неприятностей от очередной черной-усатой-носатой-кепкастой рожи.

Но в Стамбуле чудеса не прекратились.

Спросишь дорогу - и страшенный джинн (жесткие черные волосы, резкое лицо, небритость, горбатый нос, глаза горят хищным кавказским безумием), такого в Москве увидишь - все-таки насторожишься как-то, а?... улыбается и пытается изо всех сил объяснить.

явно спешащий по делам турок в деловом костюме и с дипломатом - разворачивается и идет с нами целый квартал, чтобы ткнуть пальцем - сюда.

спасшись с туристических улиц (мечети-Византия-базар) мы забредаем в трущобы, чтобы побродить среди высоких закопченных и древних стен, под которыми сидят на корточках жутко подозрительные типы - один из них отделяется от стены, подходит к нам и показывает рукой: Suleimaniye (туристическая мечеть) - туда, Carsi Kapali (Гранд-базар) - туда. Помогает "потерявшимся" иностранцам.

и улыбки - не западное упражнение лицевых мускулов. Качественно отличающиеся.

"А у турков у них, вообще - позитив. С одной стороны - бодряк, а с другой - расслабленно все так", сказал Игорь.

С одной стороны - энергия, бег, крики, гудки. С другой - никуда не спешащие фигуры в кафе, бесконечный чай и присевшие после работы на крылечке магазина два продавца, разжигающие кальян - посидеть, покурить, позырить на прохожих...

Совсем другое дело - Турок Продающий. - My friend, my friend, how are you? Do you want to see the carpets? - помогало выученное в прошлом году: "Meteliksizmi, arkadas!" (баблоса нет, браток!) - улыбка и сбой программы. А то так и будет идти за тобой метров десять, бормоча про свои ковры. Достал уже.

И еще - может, это в мусульманской культуре (которую я, в общем-то, не особо...), или чисто турецкое - мягкость к слабым.

На Истикляле (главной стамбульской пешеходке) много подростков-токсикоманов. В заднем кармане джинсов - прозрачная бутылочка клея и носовой платок. Грязные тупые лица, отвисшие губы, остановившиеся глаза. Жить им осталось лет пять.

их никто не обижает.

токсикоман, подошедший к нам, сидящим за уличным столиком кафе, зацепился за что-то взглядом, и завис надолго, никак не может оторваться - представьте, пялится на вас в упор такая образина с разумом на уровне чесоточного клеща - хозяин подходит к нему и, полуобняв, мягко что-то говорит, а потом отводит внутрь кафе, сажает в угол, наливает чаю - а потом к нам: "Вы уж извините, бедный парень - живет на улице..."

торгующие всякой фигней старики около роскошных витрин - и никто их не гоняет

в толпе на Эминону вас могут толкнуть - личное пространство тут меньше, чем в Европе - но как-то не чувствуешь прошедшей сквозь локоть волны злобы - оборачиваешься - легкая улыбка и руки к небесам: "Allah, Allah..."

залезаем мы с Олегом и Невин в парк на Арнавуткое - дикий, заросший, с остатками какого-то дома, но - частная собственность и, хотя никто тут не живет, приходится пролезать через дырку в изгороди, потом по какой-то канаве, потом под трубой - и

большой парк, с разросшимися кустами, платанами и цветами...

на центральной площадке рабочие с теодолитом, измеряют - и видят толпу раздолбаев. Главный подходит и говорит:

"Извините, но тут нельзя находится."

"Да нет, ничего-ничего"

Молчание.

"Извините, но тут сторожевые собаки... это опасно... как вы вообще прошли-то???"

"Да так, случайно." - и, полное противоречие: "У нас тут встреча с друзьями назначена. Вот дождемся и сразу уйдем!"

Главный уходит, в полной непонятке.

А мы сидим на траве и ждем Юлика с Яэль, которые, действительно, должны подойти сюда.

(геодезисты работают)

Через полчаса никого нет.

Зе биг босс снова подходит:

"Извините, но мы очень за вас беспокоимся. А вдруг выбежит злая собака и вас искусает?!?"

кажется, нас выгоняют...

* * *

Что-то больно благостная картинка получается... Надо б как-нибудь...

Вот, полиция говорят у них свирепая!!! Блин, вспомнил московских ментов...

Да! В некоторых районах (таких традиционных, где муслимы живут) у них в кафе одни мужики сидят, ни одной женщины!!!

Короче - козлы они, турки!!!!

Продолжение