Гокарна, Карнатака, Южная Индия.

 

Гокарна - это очень святое место, где что-то важное произошло с лингамом Шивы - в подробности этой странной, чуждой и невнятной религии я не вдавался, если честно, но вот, пожалуйста - Википедия наверняка не подкачает.

но для индусов (те, которые действительно индусы, Hindu, а не индийцы вообще) это одно из важных мест паломничества, не Варанаси, конечно - но все же. И это очень заметно.

конечно, некоторое количество европейцев, обусловленное близлежащими пляжами, есть и тут, но особого внимания на них никто не обращает (ну, открыли нехотя пару лавок с цветными тряпками) - и, когда толпа паломников идет от автостанции к своим храмам и омовениям, то именно она занимает середину улицы, а ты - прижимаешься к стенке, пропуская. В целом - вот так.

 

кстати, эти вот, наверное, принадлежат к какой-то непонятной (и суровой) секте шиваистов-охранников, . На прочих паломников (в белых и желтых тряпках) они совершенно непохожи, так как крепки телом, брадаты, пузаты и смотрят недобро - непривычно на общем добродушном фоне (индусы в целом совершенно незлы). И фотографировать их было даже страшновато, под таким-то специальным Шива-взглядом. Интересно было б разузнать про них побольше, может, подскажет какой знаток индийского мракобесия.

 

... а вот еще мы черных подловили разок, рассматривающих железяки, со спины, чтоб не бояться

.

 

и в храмы местные (старинные, в которых каждый день происходит что-то громкое и интересное) зайти нельзя - надпись "Иностранцам вход воспрещен" - над каждым входом.

 

 

а громкое, интересное, и совершенно непонятное происходит в Гокарне каждый день. Особенно в выходные, когда к местным паломникам присоединяются толпы приезжих. Из открытых (и, увы, недоступных) храмовых дверей раздаются звуки пудж - какие-то шествия с барабанами, люди в белом, несущие носилки с непонятной святыней и останавливающиеся у каждой двери чтобы сделать выходящим из них что-то хорошее (непонятно что) - благочестиво сложенные ладони в ответ - а то вдруг улица запружена женщинами, продающими гирлянды белых цветов - или каждый второй угощает тебя сладкими белыми шариками, причем с таким видом, что сразу понимаешь, что это не просто так, и что именно в этот день так надо.

 

 

и каждый вечер жители Гокарны рисуют мелками на каменной мостовой перед своими дверьми разные (ни одного одинакового мы не обнаружили) узоры. Зачем и что они значат - снова совершенно непонятно.

 

 

в особенно же важные праздники выкатывается здоровенная деревянная колесница, стоящая на главной улице, чего нам увидеть не удалось. Но колеснице мы удивились.

 

 

еще одна исключительно серьезных размеров лингамовозка стоит в огромном ангаре, видимо, уже двигаться и возить лингамы неспособная. Но стоит в назидание.

 

 

помимо святости, Гокарна приятна закоулками.

Закоулки:

 

 

 

очень похоже на Бирму, кстати - такие же балкончики

 

 

корова зашла к кому-то домой. Хворостиной ее нельзя, потому что она сильно священная. Я, правда, видел разок как индус дал корове кулаком в нос, за поедание овощей с прилавка, но было это в Дели, так что индус, скорей, был из магометан.

Двери и окна:

 

н-да, двери и окна, в общем...

а жили мы в 8 километрах, на берегу моря, на Om Beach, и в Гокарну катались на мопеде. Я вообще страшно рад тому, что в этом году обучился наконец мопедовождению, и обрел неожиданную свободу быстрого передвижения, каковой Тихон Михайлович был последовательным противником несколько последних лет. На мотике мы несколько раз уезжали с глубину штата Карнатака.

так вот, Om Beach:

с утра до вечера побережье окологокарнских бухт тяжело инфицировано индусами! Индусы все исключительно мужского пола (женские особи индуса невиданный срам публичного погружения в воды не приемлют), пузаты, очень коллективны, и все вместе издают страшный шум. Также индус в целом похотлив и склонен собираться толпами около дива-дивного - немногих европейских девушек в купальниках, рискующих выбираться на прибрежные пески - и долго и молча на них глазеть, замерев от невиданного счастия. Девушки вскоре начинают чувствовать себя неудобно, и уходят - а индусы медленно и ошеломленно расходятся.

также индусы любят фотографироваться с вами, впрочем, вначале церемонно об этом попросив. Особо счастливым индусам удается сфотографироваться с девушкой в купальнике. Несколько богатых бомбейцев с хорошей фототехникой были замечены за фотографированием девушек издалека, при помощи мощного зума.

еще одна открывшаяся особенность мужского индуса - он крайне детолюбив. Несколько раз я заходил с Тихоном в аравийские воды, и оставлял его резвиться в прибое в компании 5-10 индусов; индусы и Тихон взаимообразно брызгались водой, причем издавая одинаковые клокочущие и счастливые звуки.

также - ни один индус плавать не умеет, зато с увлечением прыгает в волнах прибоя; или валяется на мелководье, оттопырив зад; или прыгает со стайкой себе подобных, держась за руки и громко крича.

вечером же картинка менялась совершенно: индусы расходились, в бухте становилось умиротворенно, и на берег возле костров собирались иностранные обитатели Om Beach.

 

 

в основном хиппи, которые сбежали в Гокарну от захвативших Гоа москвичей. Днем хиппи отсиживаются в бунгало, занимаясь свойственными этой разновидности богатого человечества занятиями: курением гашиша и пр., неумелой игрой на музыкальных инструментах, говорением слов и яростным ничегонеделанием. Многие хиппи живут здесь месяцами и совершенно довольны своей участью.

вот и наша комнатка в одном из бунгало оказалась разрисована до смешного характерным образом:

 

 

картинка перед соседними дверьми оказалась вовсе даже неплохой и мне понравилась:

 

 

ну, ладно, про хиппи неинтересно, вернемся-ка в Индию.

Только на лягушку быстренько посмотрим, больно уж лягушка удивительная - умеет очень быстро бегать по отвесным стенам и даже по потолку, будучи, по видимости, снабжена присосками на лапах:

 

... на Om Beach мы только ночевали, уезжая с утра погонять на мотике, рассмотреть жизнь пыльных деревушек, и к вечеру опять в Гокарну.

где индусы вовсе не выглядели стаей ополоумевших бандерлогов, кстати.

 

 

этот удивительно красивый уголок мы нашли случайно, когда уже думали, что знаем в Гокарне все - причем в сумерках и в тумане, добавляющем дешевой сказочности.

и вернулись туда на следующий день, чтоб рассмотреть поближе -

 

называется это озерко, оказавшееся еще одной гокарнской священностью, Курти Тиртха - и на его гатах (ступеньках, спускающихся в воду) паломники совершают очистительные омовения.

вообще, ради силы очистительных омовений многие паломники и едут в Гокарну. Считается, что омовение в Курти, или в море на гокарнском пляже, очищает от многих серьезных грехов, включая грех самоубийства. Хотя в последнем утверждении меня что-то слегка беспокоит :)

 

 

оставшуюся фотографическую белиберду я вывалю на вас скопом.

 

около таких деревьев много изображений змей - видимо, какой-то местный змеиный культ.

 

 

 

 

а это прямо как из детской книжки - кажется, про буйвола и аиста я когда-то давно читал сказку. Правда, это корова.

 

 

 

 

-------------------------------------------------

а вот еще что мне подумалось, глядя на эти лица и сценки - что получать неомраченное удовольствие от встречи с Индией может только человек со слабо развитым чувством сострадания. Потому что за внешней спокойной доброжелательностью прячутся слои такой же ровной и обыденной жестокости, наравне со столь же ровной отзывчивостью (ведь продираться сквозь индийскую толпу не обязательно - потому что сквозь нее можно просто пройти); и то и другое существуют рядом, и внимательному наблюдателю заметны.

и нету никакого смысла в сказках про чудесную Азию, и отвращение перед зверством и нищетой тоже очень однобоко и как-то по-человечески нехорошо - она просто другая и все... И единственно правильный способ поведения - отстраненность наблюдателя - ну, и улыбаться почаще полезно везде и всегда, в общем-то. А вмешиваться ни во что не стоит - мы же все равно не понимаем, что на самом деле происходит.

и когда вы видите валяющегося в кустах окровавленного человека с пеной на губах, и когда вас теребит за рукав и просит денег женщина с грудным ребенком, или толпа забивает насмерть водителя машины, сбившего кого-то - для наблюдателя совершенно нормально пройти мимо - "чола-чола!" - на хинди значит: "Проходи!".

... и это, кстати, одна из форм уважения к людям, не знаю, ясно ли я тут изъясняюсь.

и если у вас внимательный взгляд и твердая психика, то вы увидите тут много и другого, совершенно чудесного.