Вячеслав Славинский, 2000 г.
Потеря головы, Алиса, - это очень серьезная потеря!
Труляля.
Стадия моделирования, которую многие стараются избегать - наброски. Однако же,
это очень существенная стадия и изготовление пары набросков поможет сэкономить
не один час впоследствии. Я понимаю людей, которые не любят этот этап, потому
что сам не большой мастер рисовать карандашом. Но все же я изготовил набросок
прямо в Blender'е с помощью кривых Безье.
|
Для изготовлении наброска я приготовил "линеечки" золотого сечения. Обратите внимание, как части лица соотносятся с пропорциями. Разрез глаз, находится примерно на половине высоты лица, вопреки всеобщему мнению о том, что они растут на лбу. Это очень распространенная ошибка, пожалуйста, избегайте ее.
Используйте кривые на всю катушку. Чтобы они стали более послушными, делайте векторные и независимые вершины. Выбрав вершину, нажмите VKEY, чтобы сделать ее управляющие рычаги векторными, HKEY сделает их независимыми, второе нажание HKEY снова сделает их зависимыми. В завершение, разнесите кривые в глубину.
Чтобы набросок не мешал редактированию, удобно было бы перенести его в вспомогательную сцену. Для этого сделаем следующие действия:
Теперь самый кайф. Идем в RenderButtons (F10), в группе "Set" выбираем
сцену "Sketch". Результат - теперь мы видим наш набросок, но не можем его испортить, он показывается сереньким в 3D-окошке. Очень удобно.
|
В дальнейшем вам предстоит интенсивное редактирование каркаса. Для этого полезно знать следующие функции:
Итак, у наз в запасе есть все инструменты, необходимые для того, чтобы редактировать каркасы. У нас уже есть уголок губ. Теперь двигаем его вправо, поворачиваем и совмещаем с линией наброска. Затем добавляем новых точек (Ctrl-LeftClick) и соединяем их с помощью FKEY. Должно получиться похоже на эту картинку:
Обратите внимание на уголки губ. Линия, которая вытянется из угла, пойдет не к центру рта, а вглубь. Аккуратно заполняете квадратиками это место.
Я предпочитаю моделировать квадратиками. Это более удобно, потому что получается меньше ребер, вид более чистый. Кроме того, алгоритмы сглаживания каркасов лучше работают с квадратиками. Когда я делал эту голову, я старался, чтобы не сделать ни одного треугольника. В конце концов, на стадии финальной доработки мне пришлось ввести дополнительное разбиение и там выросли треугольнички, но по крайней мере я смог загнать их в такое место, где их не видно.
На этой картинке выделением показаны точки, которые мы потянем вперед, чтобы сформировать крылья носа. Вытянем, аккуратно запечатаем, решив несколько головоломок о том, как не делать треугольников и получаем что-то вроде вот этого:
Развернем каркас так, чтобы было удобно смотреть на нижнюю сторону носа. Теперь выделим четырехугольничек, который затыкает нос снизу. Нажмем EKEY:Extrude? - конечно же extrude. Сразу же нажимаем SKEY и делаем вытянутый четырехугольник поменьше размером. Получилась забавная картинка.
Фактически здарма мы получили четыре новых грани, то есть новый объем. Запихнем новую грань поглубже в нос. Мне показалось мало одной грани и я выпихнул еще одну. Затем я протянул трубки внутрь. Не то что бы они будут когда-либо видны, но хуже-то не станет.
Когда двигаете точки в виде со стороны, выделяйте их сразу парами с помощью рамочки, таким образом не нарушая симметрию. И, аналогично, когда вы двигаете точки в виде спереди, выделяйте пару и пользуйтесь масштабированием. К этому надо привыкнуть. В принципе, вы могли бы моделировать только половину головы, а потом склеить две половинки. Но я не очень люблю такой метод, поэтому делаю так.
Чтобы не было потом мучительно больно оттого, что кожа не прилегает к глазам,
добавьте шарики на этом этапе. Глаза целиком, вообще говоря, нефигово большие.
Просто большая их часть скрывается под кожей. Если вы сомневаетесь, то пощупайте
свой череп в районе глазниц штангенциркулем - можно при этом заметить, что
размер дырки в черепе по вертикали соответствует все лишь где-то половине
диаметра глазного яблока. В общем отмаштабируйте их на свой вкус. Я люблю
большие глазищи, поэтому может быть вам покажется, что я немного перебрал
с размером.
Глаза говорят очень многое о человеке, по тому, как он смотрит, можно узнать о нем очень много. Характер сказывается на формировании черт лица, на размер глаз и на форму складок вокруг. Это может быть только первым, очень субъективным, впечатлением но когда я знакомлюсь, я смотрю прежде всего в глаза и на губы (начинал моделировать я с губ). Для некоторых людей, например для создателей Лары Крофт, важнее другие части тела.* |
Теперь, когда готовы веки, можно перейти выше к бровям. Пока получается нереалистичный переход от век к бровям - отсуствует складка. Ее можно будет сформировать позже, а пока так удобнее редактировать. Вообще, брови здесь высоковаты, я их позже опустил пониже.
На правой картинке видно, как можно заворачивать квадратики, избегая добавления треугольников.
Теперь, когда у нас есть готовая форма, пришло время заниматься лепкой. Если вы включите режим перспективы (5PAD), то, скорее всего, ужаснетесь.
Слева - не очень нормальная голова для здорового человека. Теперь пора придать ей хорошие формы, скруглить рот, сделать щеки и скулы, сделать складочки вокруг носа, да и сам нос тоже еще далек от совершенства. Опустить брови и сделать приличные веки и, в конце концов наложить текстуры. На этой стадии редактирования уже лучше пользоваться средствами сглаживания каркасов - встроенным S-Mesh, или примочкой Catmull-Clark. S-Mesh работает быстрее, но не дает такого аккуратного сглаживания, как Catmull-Clark.
Переход от левой картинки к правой занял у меня порядочно времени. Я две недели щупал свое лицо руками и беззастенчиво разглядывал девушек в метро. Наверное, время можно было бы сберечь, если бы я предварительно порисовал, или набрал бы хороших детальных фотографий. Желаю вам и щупать и разглядывать и делать милые и жуткие головы, да и не только головы. Удачного блендерирования!
В заключение я хотел бы выразить благодарность _poe-t за критику и многочисленные советы, которые здорово мне помогли в изготовлении этой головы. Он же и придумал назвать ее Аэлита. Дело в том, что волосами она обросла не сразу, была сначала лысая, хоть и не голубая. Но имя как-то прицепилось.
* это практически цитата (C) Igor Posavec. Прошу прощения, коллега, не смог удержаться =)